Совет просит Госдуму доработать и принять законопроект об обеспечении жильем детей-сирот, подготовленный ко второму чтению

gd

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека сегодня обратился в Государственную Думу в связи с законопроектом № 352096-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Документ разработан в целях совершенствования механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, формирования единой и стабильной административной практики в сфере обеспечения жилыми помещениями указанных категорий граждан и повышения государственных гарантий защиты их жилищных прав и завтра, 12 июля, должен быть поставлен на второе чтение.

Об актуальности и социальной значимости проблематики законопроекта свидетельствуют многочисленные обращения в адрес Президента Российской Федерации, органы исполнительной власти, правоохранительные органы и в СПЧ. На необходимость принятия скорейших мер по решению проблемы обеспечения жильем детей-сирот и усиления гарантий защиты их жилищных прав указывал и глава государства. К сожалению, при подготовке законопроекта ко второму чтению не получил поддержки Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей ряд поправок, внесенных представителями обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, направленных на решение острейших проблем в сфере обеспечения жильем детей-сирот.

Крайне важным, по мнению членов СПЧ, является предложение законодательно установить право на обеспечение жильем лиц, которые относились к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но из-за незнания о своем праве на льготное обеспечение жильем и порядка реализации этого права не были своевременно до 23 лет поставлены на жилищный учет или с 1 января 2013 г. не были включены в соответствующие региональные списки. К сожалению, сейчас таким выпускникам специализированных учреждений отказывают в предоставлении жилья. Также вызывает глубокую озабоченность и категорическое несогласие возложение на детей-сирот ответственности за ненадлежащее выполнение обязанностей по обеспечению их жилищных прав администрацией образовательных и иных учреждений, в которых они обучались и (или) воспитывались, а также опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства в период их несовершеннолетия. Данная проблема активно обсуждалась Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в начале 2012 г. при принятии законопроекта, устанавливающего новый порядок обеспечения жильем детей-сирот, и не возникло сомнений в необходимости урегулировать эту проблему и защитить своевременно не реализованные жилищные права сирот.

К сожалению, механизм правоприменения данной нормы оказался нереализуемым: право на жилье за сиротой сохраняется независимо от его возраста лишь при условии, что до 23 лет он был принят на жилищный учет или включен в список, если же этого не произошло, выпускник специализированного учреждения утрачивает льготное право на жилье. Вновь предлагаемая поправка не приведет к расширению категории подлежащих обеспечению жильем сирот, поскольку речь идет лишь о тех, кому государство ранее уже гарантировало предоставление жилья, и свою обязанность не выполнило. Список может увеличиться незначительно, т.к. в него попадут лишь имевшие право на получение жилья по прежнему законодательству, и это будет устанавливаться в судебном порядке. Причем лишь те из них, кто до настоящего времени не решил свой жилищный вопрос, и может считаться необеспеченным жильем.
Не получила поддержки поправка о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- в ранее занимаемом жилом помещении, где живут их бывшие усыновители, а усыновление отменено (т.к. это совершенно посторонние для сироты лица);
- в жилом помещении, где проживают лица, не
Новые сообщения
Андрей Попов
Андрей Попов 3:31
являющиеся членами семьи сироты (там невозможна социальная адаптация); - с третьими лицами, если сирота страдает тяжелым хроническим заболеванием, при котором совместное проживание с ним невозможно.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, невозможно не только в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, но и в признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям (даже без признания непригодным для проживания: например, если заключением Роспотребнадзора установлено несоответствие жилого помещения требованиям СанПиН).

Однако, принимаемым законопроектом предлагается изъять вторую часть указанной нормы и оставить только случаи, когда жилье сирот признано непригодным для проживания.
Несмотря на необходимость социализации проживание, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законопроектом устанавливается норма, позволяющая расторгать с сиротами в судебном порядке договоры найма специализированного жилья, в т.ч., в связи с неуплатой в течение 1 года коммунальных услуг. Введение данной нормы представляется поспешным: следует сократить до минимума основания расторжения с сиротами договоров найма специализированных жилых помещений. Согласно действующему законодательству Российской Федерации, жилье детям-сиротам должно предоставляться сразу по достижении ими 18 лет, однако, в реальности, из-за нехватки средств предоставление происходит через 3, а то и через 10-15 лет.

В ряде регионов принимаются меры для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временным жильем или компенсируются расходы за поднаем жилья. К сожалению, отклонена поправка, предоставляющая субъектам Российской Федерации такую возможность на основании положений федерального закона, что могло бы позволить бы региональным властям изыскивать бюджетные средства для обеспечения временного проживания сирот в благоустроенных жилых помещениях до наступления момента их обеспечения жильем из спецжилфонда. Комитетом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей не поддержано предложение о предоставлении субъектам Российской Федерации права по установленным федеральным законом основаниям сокращать с 5 до 3 лет срок специализированного найма жилья сиротам, которые достигли возраста 23 лет, адаптировались, имеют семью, детей, самостоятельный заработок, добросовестно исполняют свои обязанности по договору найма специализированного жилого фонда.

Ограничения в использовании жилья, предоставляемого детямсиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оправданы и преследуют цель содействовать социальной адаптации выпускников детских домов, оградить их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Вместе с тем, представляется, что ограничения должны быть разумны и не препятствовать адаптированным сиротам в возможности смены жилья при трудоустройстве с переездом в другой регион, создании семьи и т.д. Отклонена поправка, которой предложено из норм действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего предоставление дополнительных гарантий детям-сиротам, исключить понятие «ранее занимаемые жилые помещения», отсутствующее в Жилищном кодексе Российской Федерации и создающее ненужную путаницу на практике, позволяя трактовать это понятие неоправданно широко.
Правила контроля за использованием, сохранностью, распоряжением занимаемыми детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилыми помещениями, за обеспечением их надлежащего санитарного и технического состояния, должен устанавливаться Правительством Российской Федерации или профильным федеральным органом исполнительной власти, но не законодательством субъектов Российской Федерации. В важнейшем вопросе защиты имущественных прав детей-сирот критерии и гарантии должны быть едиными, независимо от того, в каком субъекте Российской Федерации за сиротой сохранено жилое помещение. Однако и эта поправка не нашла поддержки. Учитывая высокую социальную значимость законопроекта для одной из наиболее
уязвимых категорий граждан, Совет просит председателя Государственной Думы Вячеслава Володина дать поручение о проработке указанных замечаний при подготовке законопроекта ко второму чтению, провести дополнительное обсуждение поправок и принять законопроект в самое ближайшее время.

ЛООО «Становление» в работе Форума активных граждан «Сообщество»

18 июля 2018 года в г. Туле в рамках работы Форума активных граждан «Сообщество», проводимого Общественной палатой Российской Федерации под председательством первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями (ОНК) Владимира Винницкого состоялся круглый стол с членами общественных наблюдательных комиссий г.Москвы, Калужской, Липецкой, Московской, Орловской и Тульской областей по теме; "О деятельности ОНК субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ, и путях повышения эффективности их работы". В работе круглого стола также принял участие исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Совет общественных наблюдательных комиссий» Виталий Полозюк.

В составе делегации от Липецкой области, возглавляемой председателем ОНК Липецкой области Вадимом Егоровым в работе форума принял участие член ОНК, юрист Липецкой областной общественной организации поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Становление" Максим Мерный.

На форуме помимо прочего обсудили современные принципы и методы постпенитенциарной адаптации осуждённых в Липецкой области, идеи представителей ОНК Липецкой области о совершенствовании этой системы и распространении её на всей территории страны.

Деятельность ЛООО «Становление» и Общественной Наблюдательной Комиссии по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания в Липецкой области реализуется в социально значимом проекте «Защита прав и законных интересов выпускников из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в период их адаптации к самостоятельной жизни. Проект реализуется в соответствии Договора о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества «президентскиегранты.рф». Данная сфера сотрудничества организуется при участии Общественной комиссии по контролю жизнеустройства и социальному сопровождению выпускников учреждений, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их адаптации к условиям самостоятельного проживания.

1

1

Анализ деятельности в рамках реализации социально значимого Проекта ЛООО «Становление» с 01.04.2018 по 30.06.2018 гг.

Анализ деятельности Липецкой областной общественной организации поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Становление» в рамках реализации социально значимого проекта «Защита прав и законных интересов выпускников из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в период их адаптации к самостоятельной жизни» с 01.04.2018 по 30.06.2018 гг. ЛООО «Становление» в реализации проекта использует средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ, предоставленные Фондом президентских грантов.

За отчётный период с 01.04.2018 г. по 30.06.2018 г. специалистами Центра «Социально-правовой помощи «Становление»» осуществлены юридические услуги для 116 человек. С участием педагога-психолога предоставлена консультативная помощь по защите прав и законных интересов статусной категории 74 человек. Специалистом по социальной работе оказаны услуги 22 человек. Из них 6 семьям (1 повторно). Им оказана социальная помощь в защите их прав. Произведено участие в решение их социальных проблем.
Функционирование телефона «Горячая линия» 8-800-222-34-13 позволило оказать 13 социально-правовых услуг и закрепить высококвалифицированного юриста по решению сложных ситуаций в социально-правовом сопровождении.

В социально-правовом сопровождении юристом подготовлены о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения - 2 иск.заявления; о предоставлении иного жилого помещения - 1, кассационная жалоба - 1. Осуществлено участие в 11 судебных процессах. Решения есть по 10, по 1 делу назначена экспертиза. Из них административное - 1; по предоставлению жилья - 7, ВСЕ УДОВЛЕТВОРЕНЫ. По предоставлению иного жилого помещения - 2. Об обязании заключить договор найма специализированного жилого помещения - 1. За отчётный период заключено договоров по социально-правовому сопровождению 10. Из них реализовано 9 - социально-правовое сопровождение. Всего в работе 18.

За отчётный период общими приоритетными вопросами по оказанию юридических услуг выявлены специалистами в первую очередь – жилищные, затем по выбору места обучения в образовательных организациях статусной категории населения и вопросы семейного права. В психолого-педагогическом сопровождении – вопросы по защите личных моральных прав и жизнеустройства выпускников-сирот. Соц. услугами в приоритетном плане выступили меры социальной поддержки и помощи.

Общественной комиссией по контролю жизнеустройства и социальному сопровождению выпускников учреждений, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их адаптации к условиям самостоятельного проживания реализовано 3 рейда. Выявлены сироты, права которых нарушены. Юридическую помощь по проведённым рейдам получили 4 чел. По результатам рейдов подготовлено 1 исковое заявление в суд для решения проблем, сложившихся у проживающих в п. Лев-Толстом Липецкой области, а также письма-обращения в целях защиты их прав. Все ответы на обозрении в ЛООО "Становление".

Потенциал и значение проекта ЛООО «Становление» были высоко оценены независимыми экспертами из числа некоммерческих организаций и профильных ведомств, работающих в данной сфере, проект рекомендован к обмену опытом на первой межрегиональной конференции «Опыт и роль НКО в решении проблемы социального сиротства», 4-5 июня 2018 года, организованным Фондом президентских грантов.

stan fond2

Деятельность «Центра социально-правовой помощи «Становление»».

В рамках реализации социально значимого Проекта «Защита прав и законных интересов выпускников из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, в период их адаптации к самостоятельной жизни» в настоящее время в «Центр социально-правовой помощи «Становление»» продолжают поступать заявки на оказание социально-правовой помощи. Осуществляются выездные мероприятия (рейды) по плану, а также экстренные выезды по запросу граждан, ведутся судебные процессы по защите прав и законных интересов выпускников из категории детей-сирот.
Функционирует телефон горячей линии: 8-800-222-34-13 юрист – Ирина Олеговна Елфимова (звонок для жителей Липецкой области бесплатный).
«Центр социально-правовой помощи «Становление»» расположен по адресу: г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 1, каб. 18 (2 этаж, здание швейной фабрики, вход со стороны ул. Первомайская).

Деятельность сотрудников Центра осуществляется в будние дни с понедельника по пятницу. Предварительная запись на консультацию по телефонам:
- юрист – Максим Андреевич Мерный (г.Липецк), тел.: 8-920-542-17-24
- юрист - Игорь Анатольевич Семенов (г. Елец), тел.: 8-920-510-00-77
- специалист по социальной работе – Наталия Геннадиевна Полозова, тел.: 8-904-288-82-25.
За консультативной помощью с участием педагога-психолога можно обратиться по телефону: 8-951-301-94-12, Сергей Игоревич Полозов.
Руководитель проекта: президент ЛООО «Становление» - Андрей Петрович Попов, тел.: 8-903-031-03-03.

Вся деятельность социально значимого Проекта «Защита прав и законных интересов выпускников из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в период их адаптации к самостоятельной жизни» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Все материалы для отчёта проектной деятельности направляются в Москву, в соответствии Договора о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

PravPom PravPom2

Предоставление некачественного жилья детям-сиротам в г. Грязи.

25.06.2018 г. Липецкая областная общественная организация поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Становление» в рамках реализации социально значимого Проекта Фонда президентских грантов «Защита прав и законных интересов выпускников из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в период их адаптации к самостоятельной жизни» при участии Общественной комиссии по контролю жизнеустройства и социальному сопровождению выпускников учреждений, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их адаптации к условиям самостоятельного проживания провела выездное мероприятие (рейд) по адресу: г. Грязи, ул. Марины Цветаевой, д. 43.

По данному адресу проживают выпускники из категории детей-сирот. Состояние жилых помещений является неудовлетворительным и не соответствует нормам проживания. В ходе проведённого рейда выявлены следующие проблемы:

1. Имеются щели в кровельном покрытии, из–за чего протекает крыша.
2. В жилом помещении плохая вентиляция.
3. Имеются трещины по фундаменту и щели вдоль наружных стен, которые замаскированы деревянными балками.
4. Электрическая проводка пришла в неисправность из-за постоянной сырости в квартире.
5. В одной из квартир очень высокая влажность.

ЛООО «Становление» совместно с членом Общественной комиссии, депутатом Липецкого областного Совета депутатов Андреем Фёдоровичем Трофименковым данную ситуацию держит на контроле. В ближайшее время специалистами организации будут направлены запросы: в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области, в ОБУ «Эксплуатация жилищного фонда» для дальнейшего устранения выявленных недостатков.

Проект «Защита прав и законных интересов выпускников из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в период их адаптации к самостоятельной жизни» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Все материалы для отчёта проектной деятельности направляются в Москву, в соответствии Договора о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества «президентскиегранты.рф».

1

1

1

1

1

1

1

1

fond2

kom

youtube

VK
ОК
FB


fond