Портал социальной деятельности защиты прав выпускников из категории детей-сирот в Липецкой области

Телефон организации
8 903 031-00-08


Руководитель:
8 903 031-03-03

Аналитически-методическая работа по итогам проекта «Защита прав и законных интересов выпускников из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, в период их адаптации к самостоятельной жизни» с 01.09.2017 г. п

Выпускники из категории детей-сирот не приучены к жизни, часто возникает так, что их права нарушаются, вследствие чего они становятся социально агрессивными. Ребята принимают неверные решения в правовом поле. Важнейший вопрос при этом их правовая неграмотность. Самостоятельно многим сиротам выбраться не удаётся. Адаптационный процесс по вступлению в самостоятельную жизнь выпускников-сирот сегодня требует пристального внимания. У большинства из них низкий уровень адаптации в обществе.
Важным направлением в решении этих проблем является социально-правовое и психологическое сопровождение выпускников-сирот при их жизнеустройстве, поэтому в 2016 году Липецкой областной общественной организации поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Становление» создан гражданский институт в Липецкой области – по оказанию услуг «Общественной комиссии по контролю жизнеустройства и социальному сопровождению выпускников учреждений, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их адаптации к условиям самостоятельного проживания».
В Общественной комиссии участвуют представители 3-х секторов гражданского общества, юристы, психологи, специалисты по социальной работе, депутаты областного и городского уровней, представители Общероссийского Народного Фронда, Общественной Наблюдательной Комиссии, общественных организаций, СМИ). Общественной комиссией и специалистами проекта организации осуществляется системное проведение рейдов (выездных мероприятий) жилых домов, квартир, которые получили сироты. Это позволяет выявить выпускников, права которых нарушены.
Данная комиссия создана в целях содействия развитию в Липецкой области системы оказания помощи в социальной адаптации, правовой защите и сопровождении выпускников-сирот, индивидуальному социальному сопровождению, а также межведомственного взаимодействия с образовательными учреждениями, органами государственной и муниципальной власти и другими институтами гражданского общества по обеспечению выпускникам успешной социализации в обществе.
Неоднократно деятельность организации, основанная на 9-летнем опыте, в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина была поддержана, а результаты высоко оценены Объединенным экспертным советом Фонда президентских грантов.
Нынешний проект «Защита прав и законных интересов выпускников из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, в период их адаптации к самостоятельной жизни» набрал хорошие «обороты», поскольку стал продолжением работы по предыдущему проекту и был направлен на оказание услуг социально-правового сопровождения, защиту прав и законных интересов как можно большего числа лиц из статусной категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имея целью в индивидуальных случаях помочь найти в конкретном вопросе справедливое разрешение их проблем.
За период с 01.09.17г. по 31.08.18 г. специалистами Центра осуществлены юридические услуги для 499 чел. С участием педагога-психолога осуществлена консультативная помощь 213 чел. Специалистом по соц. работе проведено обследование 62 граждан, из них 22 семьи. Им оказано социальное сопровождение, произведено участие в решение их социальных проблем.
Функционирование телефона «Горячая линия» 8-800-222-34-13 позволило оказать 54 социально-правовую услугу. Заключено договоров по социально-правовому сопровождению 59. Юристами осуществлено участие в 27 судебных процессах.
Общественной комиссией реализовано 13 рейдов (плановые и экстренные поездки по обращениям и жалобам) проблемных жилых домов, квартир, которые получили сироты, это: с. Измалково, ул. Краснозоренская, д. 22; г. Липецк, ул. Маргелова, д. 5; п. Лев Толстой, ул. М. Костроминой д. 1 «б» (2 раза); г. Липецк, ул. Астраханская, д. 15; Липецкий р-н, с. Новодмитриевка, ул. Октябрьская, д. 5 «а» и 5 «б»; (2 раза) п. Добринка, ул. Весенняя, д. 65; г. Грязи, ул. 40 лет Октября, д. 23 в; Долгоруковский р-н. д. Екатериновка, ул. Центральная, д. 14; (2 раза); г. Грязи, ул. М. Цветаевой, д. 43; Липецкий р-н, с. Косыревка, ул. Менделеева, д. 10;
По результатам рейдов проводилась работа по подготовке писем-обращений в государственные и муниципальные органы в целях защиты их прав. Задействованы контролирующие органы по сложившимся обстоятельствам проблемных сиротских домов на территории города Липецка и Липецкой области.
В интересах сирот направлены письма в государственные, надзорные органы власти региона, органы федерального значения. Получателями услуг проекта стали 499 чел. из различных муниципальных образований Липецкой области.
Суть всей нашей работы отражается в формуле «выпускник» — «общественный звонок» — сотрудничество — общественный контроль — помощь — результат».

За период работы по проекту обозначились следующие основные проблемы:

1. Предоставление некачественного жилья и образование дефектов в период эксплуатации.
Данные проблемы возникают вследствие различных факторов, в том числе нарушения при строительстве, несовершенство проектно-сметной документации, а также к этому приводит ситуация, когда некоторые лица, которым предоставлены жилые помещения не проживают в них, они не отапливаются в холодный период года, возникает перепад температур и это отражается на состоянии здания дома в целом. Но как быть тем, кто проживает в таком жилье. И проблему, получается, невозможно решить реально.
Однако непроживание определённых лиц по месту предоставления жилья обусловлено иногда и невозможностью проживания в квартирах, состояние которых не соответствует порой санитарным нормам, а многие семьи с детьми опасаются за состояние их здоровья.
Кроме этого одним из главных причин является неразвитость территории, в которой предоставляют жильё (отсутствует возможность трудоустроиться, объекты социального значения), а так же сложившиеся социальные связи в том месте жительства, где лицо, подлежащее обеспечению жилым помещением.
Почти во всех проблемных домах застройщиком был ОКУ «УКС Липецкой области».
При этом не всегда оперативно и своевременно устраняются, либо вообще не устраняются на протяжении длительного периода времени возникшие дефекты.
В итоге квартиры закуплены, потрачены деньги из бюджета, несколько лиц не проживают в таком жилье, оно в пределах 5 летнего срока приходит в негодность и даже разрушается, что приведёт за собой обязанность устранять дефекты и даже предоставлять повторно благоустроенные жилые помещения, т. е. ещё раз тратить бюджетные деньги. Налицо получается ситуация с неэффективным использованием бюджетных средств. Не проще ли потрать однократно чуть больше средств, но закупить и предоставить жильё многим желающим на территории г. Липецка.
Последний фактор обозначает вторую проблему.
2. Территориальность предоставления жилья.
В соответствии с действующим областным законодательством жильё предоставляется по месту постановки на учёт.
Т.е. если например сирота поступил в учреждение для детей в г. Лебедянь, то и на учёт он будет поставлен в г. Лебедянь, при этом лицо может после этого поступить на обучение в г. Липецке, жить там в общежитии, у него могут сложиться устойчивые социальные связи, после окончания обучения человек устраивается на работу, а предоставляя жильё по месту постановки на учёт рушатся все социальные связи этого человека, он лишается работы, привычной жизни и его заставляют переселяться порой «в никуда».
3. Пробел в законодательстве.
Дело в том, что относительно лиц, которым жильё предоставляется фактически по очерёдности, имеют право отказаться от предоставляемого варианта и ждать дальше.
При этом относительно процедуры предоставления жилья в рамках исполнения судебного решения не отрегулирован этот момент.
На деле, как показала практика в рамках исполнения решения суда об обязывании предоставить жилое помещение, Управление ЖКХ выносит приказ о предоставлении этого жилья по месту постановки на учёт.
В случае если лицо не является для заключения договора найма специализированного жилого помещения или пишет отказ от данного варианта, по сути, он остаётся необеспеченным жильём. Обязать заключить его договор, невозможно исходя из действующего законодательства.
При этом Управлением ФССП России по Липецкой области прекращаются исполнительные производства по факту предоставления Управлением ЖКХ Липецкой области судебному приставу-исполнителю приказа о предоставление жилого помещения.
Но вынесение приказа не означает, что человек получил жильё.
Данную практику считаем ошибочной, поскольку прекращать исполнительное производство целесообразно, имея в материалах дела договор найма специализированного жилого помещения.

По всем вышеперечисленным проблемам 29 августа 2018 года состоялся круглый стол на тему: «Проблемы выпускников-сирот и перспективные пути их решения». В дискуссии приняли участие сотрудники организации «Становление», представители власти и общественности, контролирующие органы, ответственные лица ОКУ «УКС Липецкой области», ОБУ «Эксплуатация жилищного фонда», а также выпускники-сироты, получившие некачественное жилье и обратившиеся за помощью в общественную организацию, добровольцы организации.
Липецкая областная общественная организация поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Становление», основываясь на анализе ситуации в сфере основных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа считает необходимым донести до органов государственной власти, широкой общественности, средств массовой информации следующие предложения:
1. Создать рабочую группу, проработать и внести на рассмотрение Липецкого областного Совета депутатов поправки для внесения изменений в Закон Липецкой № 54-ОЗ «О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области», касающиеся территориальности предоставления жилых помещений не по месту постановки на учёт, а как вариант — по месту регистрации, либо предоставить выбор муниципального образования, в котором будет предоставляться жильё самим лицам, обеспечивающимся жильём.
2. Управлению Федеральной Службы судебных приставов России по Липецкой области пересмотреть практику и основания прекращения исполнительного производства при предоставлении одного лишь приказа Управления ЖКХ Липецкой области о предоставлении жилого помещения.
3. ОБУ «Эксплуатация жилищного фонда» продолжить контроль за состоянием жилых помещений, в которых были выявлены проблемы и вести более жёсткую политику по отношению к застройщикам, в том числе к ОКУ «УКС Липецкой области».
По результатам круглого стола была принята резолюция о создании рабочей группы с целью анализа ситуации в этой сфере, а также выработки предложений на рассмотрение Липецкого областного совета депутатов о внесении изменений в Закон Липецкой области «54-ОЗ «О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области». Поправки должны касаться территориальности предоставления жилья сиротам. Предлагается делать это не по месту постановки на учет, а по месту регистрации либо в муниципальном образовании, выбранном самостоятельно человеком, которому положено жилье.
Липецкая областная общественная организация «Становление» и общественная комиссия готовы продолжать активно содействовать защите прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в особом внимании государства и общества.