Портал социальной деятельности защиты прав выпускников из категории детей-сирот в Липецкой области

Телефон организации
8 903 031-00-08


Руководитель:
8 903 031-03-03

Сиротские метры. Как защитить бывших детдомовцев и их квартиры?

Липецких сирот, которые получили от государства долгожданные квартиры, терроризируют черные риэлторы. Общественники говорят, что проблему смогли бы решить договоры соцнайма нового образца и четко выстроенная система постпатронатного сопровождения.

Бесследно исчез

Алена Иванова (имена и фамилии бывших детдомовцев изменены по их просьбе) новоселья ждала 20 лет. В этом году мечта ее сбылась — в феврале квартиры в новостройке 29 микрорайона Липецка получили 47 сирот. Казалось бы, живи и радуйся. Но долгожданное событие для девушки обернулось кошмаром. Алена, как и некоторые другие новоселы-сироты, попала под прицел черных риэлторов.

— Все началось с того, что у нас пропал Ваня Сикачев, который вместе с нами получил квартиру на первом этаже, — рассказывает девушка. — Его стали видеть в компании неизвестных мужчин, а затем он исчез. Позднее эти незнакомцы вывозили из квартиры Ивана его мебель. Теперь неизвестные терроризируют меня и еще одного детдомовца. Сначала были непонятные телефонные звонки с оскорблениями, которые раздавались даже поздней ночью. А недавно мне пытались выломать дверь. Ушли, только когда я пригрозила вызвать полицию.

Кто эти лица, Алена не знает. Сейчас девушка живет в постоянном страхе. Она с детства имеет группу инвалидности (страдает эпилепсией), и каждый такой звонок или визит заканчивается приступами. Алена с рождения воспитывалась в детдомах Лебедяни и Ельца, родных своих не знает, и обратиться за поддержкой ей не к кому. Выручает лишь общество подруги — такой же детдомовки, как она, и пса Барона.

О судьбе пропавшего Ивана Сикачева, которого в последний раз соседи видели в мае, до сих пор ничего неизвестно. А в его квартире уже проживают новые хозяева. Деревянную дверь сменили на стальную. И как говорят соседи, эта квартира уже была перепродана дважды.

Как рассказывали очевидцы тех событий, сначала по дому стали ходить подозрительные лица и собирать информацию о поселившихся здесь детдомовцах. Как правило, их интересовали одинокие и социально уязвимые люди: кого практически не навещали друзья или знакомые или кто имел проблемы с алкоголем. Ивана стали караулить неизвестные на иномарке. Есть информация, что парень хвастался одному из соседей, что эти люди предлагали ему взамен квартиры комнату в общежитии и 400 тысяч рублей. Но так ли это, никто подтвердить не может.

В похожей ситуации оказался и еще один детдомовец — Алексей Токарев. Он также инвалид детства, зарабатывает себе на жизнь, побираясь у церкви. Алексей рассказал, что неизвестные ему так и заявили — из дома его выселят любой ценой.

Договор договору рознь

По словам руководителя липецкой областной общественной организации поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Становление» Андрея Попова, если бы все жилье выдавалось сиротам по договорам социального найма нового образца, такой проблемы бы не возникало.

— Подобные договоры заключаются на 5 лет, — пояснил он. — И если выпускник детского дома или интерната к этому времени полностью социально адаптируется, то есть найдет работу, обзаведется семьей, чего-то добьется в жизни, он может в дальнейшем приватизировать жилье. Это самый безопасный вариант и для самих детей-сирот, и для общества.

Но среди тех ребят, кто получил квартиры в 29 микрорайоне, были и те, кому жилплощадь досталась по решению суда — в этом случае получатели становились сразу собственниками жилья, либо же получали статус по договорам социального найма старого образца, где сроки последующей приватизации не оговариваются. Получая жилье на таких условиях, толком не научившиеся разбираться в жизни детдомовцы — не знающие ни законодательства, ни того, как защитить себя, — часто становятся жертвами мошенников.

Выпускниники интернатов часто становятся жертвами мошенников

Как и на каких условиях квартира Ивана перешла в чужие руки, предстоит выяснить правоохранительным органам. Злополучный дом посетили представители общественной палаты Липецка и общественных организаций, занимающихся проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По итогам рейда общественники подали заявление в следственное управление СК РФ по Липецкой области, областную прокуратуру и УМВД по региону с просьбой разобраться в ситуации и узнать судьбу бесследно исчезнувшего Ивана Сикачева.

Выстроить систему

Проблема и в социальной адаптации бывших детдомовцев.

— У нас нет четко выстроенной системы постпатронатного сопровождения детей-сирот, — считает Андрей Попов. — Предоставляя им жилье и прочие материальные блага, власти, безусловно, делают доброе дело. Но как распорядится этими благами человек, которого никто толком не учил жить в социуме, остается под вопросом.

Первые шаги в этом направлении государство сделало, поставив во главу угла семейное устройство детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Дети должны воспитываться в семье, а не в детских домах и интернатах.

Если ребенок все же оказался в госучреждении, вся ответственность за его дальнейшую социальную адаптацию оказывается на плечах воспитателей. Но понятно, что воспитатель не сможет детдомовцу на протяжении всей жизни заменять родителей. Поэтому нужно создавать социальные гостиницы, где смогут временно проживать выпускники детских домов и интернатов, пока не получат квартиры. От общежитий такие гостиницы отличаются тем, что бывшие детдомовцы, вступая во взрослую жизнь, не остаются один на один со своими проблемами. Здесь в роли наставников могут выступать и администраторы гостиницы, и соцработники. Как правило, при таких учреждениях работают кабинеты психологов, юристов, где ребята всегда могут получить необходимую поддержку.

Такие гостиницы уже начали появляться в России. В Липецкой области что-то подобное уже действует — в городе Грязи при доме-интернате работает центр адаптации детей-сирот. Но подобные учреждения должны быть в каждом регионе и городе.

Автор: Российская газета