Липецкая областная общественная организация поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Становление» просит главу администрации области, Липецкий областной Совет депутатов, исполнительные органы государственной и муниципальной власти рассмотреть предложение для законодательной базы Липецкой области по совершенствованию механизмов обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как возможного внедрения социальных технологий в рассмотрении данного вопроса, касающихся прав и интересов данных категорий лиц, которые могут существенно сократить очередь на получение жилого помещения.
Предлагаем, на основе данной инициативы, а также в соответствии с поручением Президента РФ № Пр-1166 от 26 мая 2014 года по итогам встречи с членами Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации, состоявшейся 28 апреля 2014 года внести предложение по совершенствованию законодательства Российской Федерации.
Опыт работы в сфере адаптации детей-сирот, позволяет с уверенностью сказать, что данное предложение может существенно сократить очередь на получения жилья, снять социальную напряженность в данной сфере и создать благоприятные условия для полноценной жизни самых незащищённых и молодых членов общества – сирот.
Просим оказать содействие для рассмотрения данного предложения по совершенствованию системы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приложение № 1 на 2 л. в 1 экз. Ответ на данное письмо просьба направить по адресу: 398046, г.Липецк, проспект Победы, д. 106.
Андрей Попов
Президент Липецкой областной общественной организации поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Становление»
Тел.: 8 (903) 031 03 03
город Липецк, 20 июня 2014 года
Приложение № 1
Постановка проблемы
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеющие своего собственного жилья находятся в очереди на получение данного жилья годами. В итоге жилое помещение выпускникам-сиротам предоставляется к 30-45 годам, это очень долго.
До момента предоставления жилья детям сиротам необходимо искать себе более — менее комфортное место проживание, т.к. общежитие это постоянное место сборище людей с асоциальным поведением, куда попадает сирота, ждущий своей очереди на предоставления жилья. Многие сироты в такой среде скатываются в бездну пьянства, а иногда бывает и хуже. В таких условиях невозможно завести нормальную семью, жить и работать как полноценный член социума.
Сироты у которых появляется небольшой заработок вынуждены снимать квартиры и платить за них арендную плату, а это от 10 тыс.р. в месяц, эти денежные средства они могли бы потратить на выплату ипотеки, но если сирота приобретает жилье, он сразу же лишиться очереди на предоставление жилого помещения. В итоге большинство сирот терпеливо ждут своей очереди на жилье и ютятся либо в общежитиях, либо на съемных квартирах.
Не меньшей проблемой становится то, что жилье сиротам предоставляется не там где они живут, а там где они прописаны, или там где есть свободная жилая площадь. Как бы не было абсурдно, но сирота который учится и работает в Липецке вынужден получать жилье в г.Ельце, г.Задонске, г.Грязи, а иногда и намного дальше – в с.Тербуны или Волово.
Исходя из вышесказанного давно уже назрели, как снежный ком ряд проблем у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых нет своего жилья.
Также не меньшей проблемой остается разница между оценочной стоимостью на постройку муниципального жилья и среднерыночной стоимостью жилья, разница составляет от 5 тыс.р. за квадратный метр, что ведет к тому, что сироты получают либо «соломенные домики» либо уменьшается количество выдаваемых квартир.
1. Большая очередь на получение жилого помещения (более 2000 человек в общей очереди).
2. Выпускнику дома интерната приходиться попадать в общество с асоциальными нормами поведения, такими как пьянство, табакокурение и наркомания. Соответственно из-за этого сирота не может нормально жить и работать, а также завести семью и стать полноправным членом общества.
3. В большинстве случаев жилье выдается не по месту жительства сироты, а там «где свободно», что приводит к крайне неэффективному распределению жилого помещения.
4. Огромная разница между оценочной стоимостью муниципального жилья и реальной среднерыночной стоимостью жилья по региону.
Решение проблемы
На данный момент существуют различные формы и методы финансовой поддержки различным категориям граждан. Предлагаем на региональном уровне расширить рамки финансовой поддержки детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей на приобретение жилья путем частичного субсидирования ипотеки для приобретения жилья сиротой.
Предлагаем разработать и внедрить механизм субсидирования, при котором региональные органы власти оплачивают ипотеку из расчета оценочной стоимости постройки муниципального жилья на необходимую жилую площадь (32 кв.м.), а остальная стоимость «ложиться» бременем на сироту, но получатель субсидии должен выйти из очереди на получение жилого помещения.
Данное предложение увеличивает расходы регионального бюджета, но дает возможность существенно сократить очереди на получение жилья, и тем самым эффективно выполнить федеральную программу помощи детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья.
Для того чтобы снизить финансовые риски банков выдающих ипотеку предлагаем разработать критерии к детям-сиротам, которые могут получить данную субсидию. Критерии оценки платежеспособности выпускника-сироты должны быть от положительного отзыва работодателя, до полного финансового анализа места работы, перспективы карьерного роста и финансовых потерь, как сироты, так и организации работодателя.
Итоги и последствия
Данная программа позволит существенно сократить очередь на получение жилья, что положительно скажется на выполнении федеральной программы помощи детям-сиротам.
Сироты получат шанс намного быстрее получить жилое помещение, что дает повод рассчитывать на то, что выпускник-сирота не сопьется в подворотне и не пойдёт заниматься грабежом ради очередной «дозы». Сироты смогут зарабатывать деньги и тратить их не на аренду съемной квартиры, а на свое жилье.