Липецкая областная общественная организация поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Становление» не стала подписывать обращение по поводу установки видеокамер в детских домах.
На днях некоторые НКО и фонды обратились с просьбой подписать петицию о размещении в детских домах видеокамер. По их мнению, это изменит ситуацию с жестоким обращением с детьми-сиротами. Видеокамеры ничего не изменят. Даже если их не заклеят жвачками и не разобьют сами дети, никакого проку от них не будет. Пустая трата средств.
Дело в том, что в детдомовской жестокости часто заинтересованы и администрация, и сами дети-сироты. Главная функция жестокости — регулировать отношения в детской иерархии и снижать трудозатраты сотрудников. Дедовщина хороший для этого инструмент. Неужели старших сирот, которым делегировали полномочия гонять сирот помладше, остановят какие-то камеры? Этот круговорот насилия — сначала гоняют тебя, потом гоняешь ты — такими примитивными методами не остановить.
Главное, что необходимо менять, — нравственный контекст в работе сотрудников детдомов и школ-интернатов. И пытаться всё сделать, чтобы у них включилась главная видеокамера каждого человека — собственная совесть. Как раз то, что не позволит иной раз ущипнуть ребенка или отнестись к нему жестко. Совесть, профессиональная этика и, конечно, собственно профессионализм.
Итак, первое, что нужно сделать — обратить внимание на сотрудников детских домов. Очень часто в благотворительных программах выходит, что детям достаётся всё, а тем, кто работает с ними круглосуточно — ничего. А ведь у воспитателя замыливается глаз, на него наваливается усталость, он выгорает и уже не может адекватно исполнять свои обязанности. Это обычная история.
Что помогает для «повышения совестливости» сотрудников? Часто работают довольно простые вещи — встречи с известными людьми, священниками. Это может стать механизмом для снижения уровня жестокости в детдомах. Например, актриса театра и кино Ольга Будина специально для сотрудников учреждений проводит такие творческие встречи.
Ещё она важная история, о которой я постоянно говорю — повышение профессиональных навыков воспитателей. Вы думаете, это они со зла закрывают глаза на дедовщину, а порой и поощряют её? Совсем не обязательно. Дело в том, что они только таким образом способны поддерживать хоть относительный порядок в детдоме, хоть как-то управлять большим детским коллективом. Не знают других способов и методов.
Нужно научить! Сотрудники детдомов обучаются раз в пять лет, и у них есть такой целевой запрос, вот только мало кто его исполняет. Для этого нужны новые методики и технологии работы с детьми, коих в России не так много. А просто курсы командообразования, которые устраивают сотрудникам детдомов, совершенно бесполезны в коллективе, где это самое командообразование уже есть — в виде дедовщины.
Важно поощрять работу людей, работающих с детьми-сиротами. Замечать их, приглашать почаще на различные мероприятия, на которые из-за небольших зарплат у них просто нет возможности самостоятельно отправиться. Обустраивать рабочее место, помогать приспособлениями и гаджетами. Всё это — механизмы, позволяющие сотруднику чувствовать и свою востребованность, и уникальность. А установка камер в очередной раз не только обидит их, но и ничего не даст в деле развития коллектива и учреждения в целом. Так может пойти другим путем, созидательным?
Источник: Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»