Портал социальной деятельности защиты прав выпускников из категории детей-сирот в Липецкой области

Телефон организации
8 903 031-00-08


Руководитель:
8 903 031-03-03

«Мою семью уничтожил алкоголь»

Однажды в Интернете я наткнулась на интересные размышления одного молодого человека. На своей страничке в социальной сети ВКонтакте он написал: «У меня есть некоторые собственные правила. Одно из них — никогда ни о чем не жалеть. Постепенно я пришел к выводу, что это очень верно. Как только начинаешь жалеть, возвращаться назад, начинаешь раскисать…»

Я даже и подумать не могла, что вскоре познакомлюсь с автором этих строк лично. Это произошло во время рейда, организованного Людмилой Арсентьевной Затуливетер и Андреем Петровичем Поповым, руководителями общественных организаций: «Благотворительный фонд «Сохранение нации и развитие гражданского общества» и Липецкой областной общественной организации поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Становление». Вместе со своими сподвижниками они уже не первый год оказывают поддержку выпускникам детских домов и интернатов. Помогают приобрести всё необходимое для обустройства жилья. Ведь не секрет, что многие выпускники, покидая стены детдомов, зачастую не готовы к тем опасностям и трудностям, которые их подстерегают во взрослой жизни, не вполне осознают свои социальные права и обязанности. Более того, они порой не знают банальных вещей: где заплатить за жилье, какую выгоднее купить одежду, как «растянуть» получку, чтобы не сидеть голодным до следующей зарплаты.

Общественники побывали в нескольких домах на улице В. Огнева в Липецке, где не так давно сорок бывших детдомовцев получили однокомнатные квартиры. Цель рейда — посмотреть, как живут бывшие детдомовцы, в чем нуждаются, чем сами могут поделиться. Надо сказать, что впечатления, за некоторым исключением, оказались не очень весёлыми. Но об этом чуть позже. Пока Людмила Арсентьевна и Андрей Петрович осматривали квартиры, беседовали с жильцами и их соседями, я разговорилась с весьма симпатичным молодым человеком лет 25-ти. Неожиданно выяснилось, что передо мной тот самый автор заинтересовавших меня строк. Зовут его Никита Овсянников. Он студент ЛГПУ, учится на факультете государственного права. Судьба Никиты с самого рождения сложилась не так, как было уготовано Господом для любого человека. Мать отказалась от него в роддоме, едва малыш появился на свет. Дальше – всё, как у таких же отказников: дом ребенка, детский дом, школа – интернат. Даже имя ему дали посторонние люди. От горе-родителей осталась только фамилия.

Никита на судьбу не обижался. А что такое любовь, нежные руки матери и забота родных людей, знал только понаслышке, из книг и кино. Рос в тепле и сытости, был одет и накормлен. Государство в наше время полностью обеспечивает детские дома. Учился хорошо. К окончанию школы-интерната в Хлевенском районе вполне сносно освоил компьютер, что очень пригодилось для того, чтобы устроиться в дальнейшей жизни. Правда, позднее выяснилось, что «устроиться в жизни» означает: получить профессию в ПТУ. Эту возможность предоставляет государство выпускникам детских домов. Никита окончил ПТУ № 2 по профессии продавец.

Как любому человеку, оторванному от родителей, мальчику всегда хотелось узнать, кто его мать с отцом и почему его бросили. Он придумывал для них сотни оправдательных причин. Как только возраст позволил, занялся поиском. По документам, хранившимся в детском доме, выяснил, что в Липецке живет его родная бабушка. Разыскал адрес и явился к ней, как снег на голову. Бабушка ничего не объясняла, только плакала. Оказалось, что жива и мать, отказавшаяся от сына 19 лет назад. Только для неё дурманящее зелье уже давно стало дороже детей и всех ценностей мира. Впрочем, общение с матерью было не долгим. Она ушла в мир иной так же, как жила все эти годы – во хмелю.

Мою семью расколол алкоголь, — с грустью констатирует Никита, который всегда считал себя сиротой… И еще одну новость узнал он от бабушки. Есть у него сестра, которую удочерили в раннем возрасте. Пытаясь отыскать сестру, юноша столкнулся с таким понятием, как тайна усыновления. По закону она призвана защитить права и законные интересы ребенка. Может, поэтому он и решил стать юристом?..

Впрочем, жизнь не стоит на месте. Подошла очередь на получение собственного жилья. Это было два года назад.

– Когда я получал квартиру, — рассказывает Никита, — ко мне подошла волонтер и поинтересовалась, не нужна ли помощь в обустройстве квартиры. Так я познакомился с членами общественной организации «Становление», которые помогали приобрести разные предметы быта. – Себе я взял только раскладушку, — улыбаясь, вспоминает Никита. Всё остальное, что предлагали волонтеры, я отдавал другим новосёлам, таким же выпускникам детских домов…
Обустраивать самостоятельную жизнь после детдома непросто. Ведь рядом нет родителей или близких, которые объяснят, с чего начать.
— Одна из главных проблем бывших детдомовцев, — комментирует Андрей Попов, — неумение жить самостоятельно. Ведь до совершеннолетия им не приходилось принимать решения, о них все время кто-то заботился. Они привыкли жить на всём готовом. В результате вырабатывается уверенность, что им все должны. Они привыкли брать, ничего не отдавая. Не удивительно, что, оказываясь один на один с незнакомым миром, они испытывают настоящий шок. Наша цель – помочь им вписаться в этот мир. Научить рассчитывать бюджет, найти общий язык с соседями, самостоятельно зарабатывать деньги…

Еще одна беда – черные риэлторы, у которых выпускники детских домов находятся под пристальным вниманием.
– Когда я получал ордер на квартиру, — рассказывает Никита Овсянников, — ко мне много раз приходили какие-то люди и предлагали её продать. Я всё время отказывался. Со временем они от меня отстали. Но я знаю несколько человек, которых все-таки удалось уговорить. Они квартиры продали, а сами остались, в буквальном смысле, на улице. Кто-то живет у друзей в общежитии, а деньги, полученные от продажи, давно закончились…

По итогам посещения выяснилось, что в полученных от государства квартирах в домах №3 и №4 на ул. В. Огнева проживают не только бывшие детдомовцы. Разумеется, мы не смогли посетить все 40 квартир, однако в тех, где нам открыли, живут совершенно посторонние люди. Причин много. Дело в том, что возраст некоторых бывших детдомовцев, дождавшихся своей очереди, превышает 30 лет. Они давно имеют семьи, детей. Полученную от государства квартиру продают или сдают внаем. Есть и те, кто привык жить в общежитии на всем готовом. Они не привыкли ни за что платить. Долги за коммунальные услуги накапливаются, а бывшие детдомовцы либо живут вместе в одной квартире, а остальные сдают, либо уезжают на работу в другие города, не заботясь о сохранности жилья. Один из владельцев такой квартиры нам пояснил, что у него нет денег на то, чтобы покупать мебель, бытовую технику и всякую домашнюю утварь, поэтому оформил аренду, а сам живет у друзей.

А вот в холостятской квартире Никиты нам понравилось. Здесь чисто и аккуратно. Хотя явно не хватает уюта, созданного женской рукой. — Всё это еще впереди, — заверил нас на прощанье молодой человек.

Источник: Липецкие известия